понедельник, 8 апреля 2013 г.

Вентиляция СТО и гаража - методика упрощенного расчета расходов воздуха

В гараже или на СТО, в мастерских постоянно происходит выхлоп из транспортных средств таких газов, как окись углерода (CO) и окись азота (NOх). Данные окиси являются очень опасными для человека. Обеспечение вентиляцией таких помещений является мерой необходимой, обязательной и важной.

Гаражи и мастерские с площадью более 50 м2 всегда должны быть оборудованы механической принудительной вентиляцией. Гаражи или мастерские с меньшей площадью могут быть оборудованы естественной вентиляцией с удалением отработанного воздуха через вытяжные каналы, площадь сечения этих каналов должна быть не меньше 0,2% от общей площади гаража или мастерской.
Необходимый воздухообмен в час

Минимальный воздухообмен может быть следующим

* на стоянке автомобилей кратность должна быть не менее 4 до 6
* на СТО или мастерских кратность может быть взята в пределах от 20 до 30


Приток воздуха в гараж может быть определен по следующей формуле
Q = n V (1)
где
Q = общая подача воздуха (м 3 / ч)
n = требуется смен воздуха в час (ч -1)
V = объем гаража (м 3 )
Содержание CO в воздухе

Необходимое количество приточного воздуха может быть также определено по содержанию во внутреннем воздухе оксида углерода q CO, который в свою очередь определяется по следующей формуле

q CO = (20 + 0,1* l 1 )c 1 + 0.1 c 2* l 2 (1)
где

q = количество CO в воздухе (м 3 / ч)

с 1 = количество мест на стоянке (количество автомобилей) или в гараже

l 1 = средняя дистанция, которую проезжают автомобили до места парковки в гараже или на стоянке
с 2 = количество автотранспортных средств, проезжающих через гараж

l 2 = средняя дистанция для автомобилей, проезжающих через гараж

а количество приточного воздуха Q:
Q = kq CO (2)
где

Q = необходимое количество свежего воздуха (м 3 / ч)

к = коэффициент, учитывающий время нахождения людей в гараже или на стоянке

к = 2, если в гараже люди находятся небольшое количество времени

к = 4, если люди находятся постоянно - СТО, мастерские
Вентиляция гаража. Пример.
Определение количества приточного воздуха
Стоянка машин

Необходимо определить подачу воздуха в помещение стоянки автомобилей со следующими данными: 10 машин, площадь 150 м 2, объем помещения 300 м2 и средняя дистанция, которую проезжают автомобили равна 20 метрам.

Все это может быть определено как:

Необходимый воздухообмен в час

Если будем использовать требование соблюдения необходимой кратности воздухообмена в час, а кратность для стоянок автомобилей(смотрите выше) должна быть не менее 4-х воздухообмена в час, то получим следующее значение расхода воздуха

Q = 4*300 (м 3 / ч) = 1200 м 3 / ч

Содержание CO в воздухе

Если будем считать необходимую подачу свежего воздуха по выбросам от машин оксида углерода, то получим следующую величину q CO
q CO = (20 + 0,1* 20) 10 = 220 м 3 / ч CO

а необходимый расход воздуха
Q = 2*220 (м 3 / ч) = 440 м 3 / ч воздуха

Так как, при проектировании вентиляции в случае выбора величины необходимого воздухообмена в помещении всегда выбирают большую величину то расход приточного воздуха в помещении автостоянки должен быть 1200 м 3/ч.
Ремонтная мастерская, СТО

Необходимо определить расход приточного воздуха в помещении ремонтной мастерской (СТО) со следующим техническим заданием: количество машин 10, площадь помещения 150 м 2, объем помещения 300 м2 и средняя дистанция, которую проезжают автомобили равна 20 метрам.

Необходимый минимальный воздухообмен

Если будем использовать требование соблюдения необходимой кратности воздухообмена в час, а кратность для СТО (смотрите выше) должна быть не менее 20-го воздухообмена в час, то получим следующее значение расхода воздуха
Q = 20 * 300 (м 3 / ч)= 6000 м 3 / ч

Содержание CO в воздухе
Если будем считать необходимую подачу свежего воздуха по выбросам от машин оксида углерода, то получим следующую величину выброса q CO
q CO = (20 + 0,1* 20) 10 = 220 м 3 / ч CO


А необходимый расход воздуха (коэффициент равен 4 - люди в помещении находятся постоянно)
Q = 4*220 (м 3 / ч) = = 880 м 3 / ч воздуха


Подача воздуха должна быть не менее 6000 м 3 / ч.
Типичное решение вентиляции для небольших гаражей

Вентиляция гаража небольшого не требует сложного расчета. Свежий воздух поступает через решетки в наружной стене. Загрязненный воздух удаляется через отверстия в полу и крыше через решетки с помощью вентилятора. Более подробно можете ознакомиться с вентиляцией индивидуальных гаражей в этой статье
Есть устоявшееся в народе мнение, что в «теплом гараже машины долго не живут».

Объясняется все просто. Чаще всего при строительстве отапливаемого гаража вентиляция не предусматривается, а устанавливаются отопительные радиаторы, на чём не экономят. Батареи нагревают воздух до комнатной, на первый взгляд, комфортной температуры. При заезде автомобиля в такой гараж, автомобиль завозит прилипшие к днищу снег, грязь, соль. Средства удаления влаги и дренажную систему в гараже не предусматривают. Внешняя влага, завезенная автомобилем, будет находится в гараже и составит 100% относительной влажности. Не стоит забывать об испарениях горячих масел, красок, окислителей и т.п. Также при работе двигателя выделяется угарный газ. Для окислительных процессов на кузове создаются идеальные условия.
Для обеспечения условий хранения автомобиля необходима вентиляция гаража, которая обеспечит поддержание идеальной влажности воздуха, удаления вредных веществ, требуемый воздухообмен. Не стоит забывать, что вентиляция гаража необходима и в отапливаемых и в неотапливаемых гаражах.
Рассмотрим нормативные документы, касающиеся вентиляции гаража.

Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» температура воздуха зимой в гараже должна быть около 5°С
СНиП 21-02-99
.................
6.10 В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5 °С...........

Для разбавления и удаления вредных газовыделений, снижения уровня влажности в помещении необходима приточно-вытяжная вентиляция гаража, о чем говорит тот же самый документ.

...........................
6.12 В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции......................

Необходима вентиляция гаража и в одноквартирном доме по стандарту АВОК "Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена" и составит не менее 180 м3/ч на одну легковую машину. Если прислушаться к рекомендациям иностранных производителей оборудования, то эффективная вентиляция гаража невозможна без 6-10 кратного воздухообмена.

Рассмотрим три варианта вентиляции гаража:

* естественная вентиляция гаража
* комбинированная вентиляция гаража (механическая вытяжная система, естественная приточная система)
* механическая вентиляция гаража

Естественная вентиляция гаража. Плюсом является дешевизна, простота и возможность создания ее без квалифицированной помощи, т.е. выполнить ее можно самостоятельно.
Со стороны ворот устанавливают переточные решетки, они будут выполнять роль притока. Представляют собой жалюзи, через которые приточный воздух будет попадать в гараж. Вентиляция гаража будет эффективной, если сечение приточной решетки будет в два-три раза больше, чем вытяжных.

Удаление воздуха будет происходить через дефлектор.

Дефлектор - вытяжное устройство, устанавливаемое на крыше в конце вытяжного воздуховода (шахты), которое подвоздействием ветра создает область пониженного давления в вытяжном воздуховоде для обеспечиния минимального расхода воздуха. Таким образом, расход отработанного воздуха всегда зависит от атмосферных условий. Эта система не требует применения никаких механических средств, т. к. воздухообмен обеспечивается за счет:

* подъемной силы, пропорциональной, с одной стороны, разнице плотности между удаляемым и наружным воздухом, с другой стороны высоте шахты;
* одновременного воздействия ветра на выходную часть вентиляционной шахты и на фасады здания; теплоизоляции воздуховода.

Дефлектор устанавливается вертикально у торцовой стены, противоположной воротам, где установлены приточные решетки. Теплоизоляция дефлектора снаружи обязательна, чтобы не скапливался конденсат. Жестяной воздуховод должен возвышаться над кровлей не меньше, чем 50 см. (жестяной воздуховод можно заменить асбестовой трубой).

В зависимости от времени года воздухообмен в гараже должен регулироваться утепленными шиберами. В теплое время все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты. С наступлением холодов сначала прикрывают жалюзи приточного устройства, затем вытяжку Надо стремиться к тому, чтобы помещение в любое время «дышало», что и является основным преимуществом данной системы вентиляции. Для исключения опрокидывания тяги в холодное время года необходимо соблюдать равенство площадей приточных и вытяжных устройств
Не стоит забывать, что вентиляция гаража в этом варианте (естественная вентиляция гаража) будет зависть от трех факторов:

1. Разность температур наружного и внутреннего воздуха. Внутренняя температура, в гараже, значительно выше наружной. Более тяжелый и плотный свежий воздух через приточные решетки снизу поступает самотеком и замещает собой менее плотный отработанный воздух.
2. Разность давления воздуха между двумя точками: точка притока(приточные решетки и точка вытяжка(вытяжные решетки). Для эффективной работы вентиляции гаража должен соблюдаться минимальный перепад 3 метра. (как показано на рисунке).
3. Давление ветра. Со стороны ветра всегда будет повышенное давление, а с подветренной стороны пониженное. Поэтому целесообразно приток воздуха распологать со стороны главного направления розы ветров.Минусом естественной вентиляции гаража как раз и является то, что ее эффективность зависит от переменных факторов, перечисленных выше. Логично, что при этих факторах (температура воздуха, направление ветра и сила ветра) естественная система вентиляции летом будет значительно хуже, поэтому в теплое время все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты.

Комбинированная вентиляция гаража. Представляет собой комбинацию механической вытяжной системы и естественной приточной системы и отличается от предыдущего варианта наличием вытяжного вентилятора, потребляющего достаточно мало электроэнергии (до 100 Вт).

Приточные решетки располагаются, как и в предыдущем варианте, в нижней части торцовой стены. Вытяжной вентилятор может быть или осевым (монтируется в стену) или крышным (монтируется на утепленный участок воздуховода, проходящий через кровлю крыши гаража).

Минусом системы является необходимость постоянной работы вытяжного вентилятора, хотя даже при выключенном вентиляторе такая система все-таки будет работать, но не так эффективно.

Частично эту проблему можно решить установкой недорого часового реле (или таймера), которое можно выставить на время отключения вентилятора (допустим 1 час) после того, как покинуто помещение.

Минусом такой системы вентиляции гаража является и то, что воздух поступает в помещение без предварительного подогрева в зимний период года. При низкой температуре наружного воздуха, это может привести к местному переохлаждению гаража. Также воздух, поступающий в гараж, не фильтруется от пыли.

Плюсом является относительная дешевизна, простота устройства, большая эффективность работы вентиляции гаража, чем в при естественной вентиляции, малое потребление электроэнергии.

Механическая система вентиляции.Механическая вентиляция гаража лишена всех недостатков, перечисленных в двух предыдущих вариантах. Приток воздуха и удаление воздуха осуществляется отдельными устройствами, приточной системой и вытяжной системой.

Приточная вентиляция. Приточная установка состоит из фильтра, вентилятора, электрокалорифера. По вентиляционному каналу поток воздуха поступает в приточную установку, где проходит его обработка (фильтрация и подгрев). Далее, по вентиляционному каналу воздух поступает к воздухрораспределителям. Как правило, применяется схема вентиляции «снизу-вверх», приточный воздух подается снизу. Это может быть и опуск воздуховода до уровня пола, и закладываение воздуховода при строительстве гаража в смотровую яму, с установленными приточными решетками на стенках ямы.
Вытяжная система. Вытяжная система может состоять, как и из одного осевого вентилятора, так и канального вентилятора с воздуховодом. Второй вариант с точки зрения равномерного воздухораспределения предпочтительней, но более трудоемкий и требующий большего пространства под потолком гаража.

Рассмотренные выше варианты вентиляции гаража относятся более к индивидуальным гаражам, чем к вентиляции комплекса гаражей.
Для вентиляции больших гаражей всегда рационально устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию. В больших гаражах, в среднем, на один автомобиль требуется не менее 180 м3/ч воздуха. Так же остро стоит вопрос предельно допустимого содержания СО. Этот вопрос рассмотрен в статье Вентиляция автостоянок.

В жилых зданиях, где предусмотрена в подвале стоянка автомобилей, может быть применена следующая схема вентиляции.

Воздух, удаляемый из жилых помещений, полностью не выбрасывается в атмосферу. Часть воздуха смешивается со свежим наружным и подается в помещение подземной автостоянки, происходит так называемая рециркуляция. Таким образом экономятся эксплуатационные затраты на подогрев приточного воздуха в холодный период года.

>>>

также с форума

>>>

Рассчитывается при помощи технолога, и задания от него по количеству вредностей. Далее расчет на ассимиляцию вредностей до уровня ПДК рабочей зоны. ВСЁ.
Книгу порекомендую АВОКовскую - посмотрите на главной странице автор КВАШНИН что то типа Инвентаризация пром. выбросов

>>>

Как раз сейчас занимаюсь проектом СТО на 3-4 автомобиля (преимущественно грузовых).
Технолог выдал задание, в котором указаны вредности поступающие в помещение от работающих на тестирование двигателей и при въезде-выезде машин:
Заезд-выезд автомобилей: оксид углерода 0,033 г/сек; оксид азота 0,013 г/с.
Отсос от двигателя при проверке двигателя: аналогично.
По расчету наибольший расход воздуха получился по оксиду азота NO2 - 13400 м3/час. С таким расходом для моего здания получился 3-х кратный воздухообмен (если переводить на кратности). Причем эти 13400 кубов получились исходя из расчета на въезд-выезд автотранспорта. Если расчитывать только по газовыделениям при проверке двигателя, то там вообще получается 1-кратный воздухообмен, т.к. практически 90% вредностей уносится через шланг на улицу.

>>>

Есть СТО с шланговыми отсосами, считал по впредностям и очень большая цифра получилась по свинцу.
L=(m*60)/(Cпдк*0,001), м³/ч,
где m - расход каждого из вредного или взрывоопасного вещества, поступающего в воздух помещения по таблице 2.3 «Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий»., г/мин;
Cпдк – предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе согласно приложению 2 ГОСТ 12.1.005—88, мг/ м³
Cпдк (Свинец и его неорганические соединения (по свинцу) =0,01/0,005
m(Pb )= 0,009 г/мин,
И вот что получилось
L=(0.009*60)/(0.01*0.001)=54000 м³/ч,
Т.к. ч/з шланговый отсос прорывается 10% всей вредности, то получается 5400 м³/ч на 1 автомобиль (вот вам и 20 крат), для сравнения по СО получается 2100 м³/ч.
Что-то меня смущает эта цифра, поделитесь своими соображениями по этому поводу.

Комменты к этому
Что-то у Вас с цифирками не того... Или вредности выделяются 0,009г/ч или где то потерян нолик, но 5400 на автомобиль это круто. Сколько ни приходилось иметь дело с предприятиями по обслуживанию автомобилей, всегда для карбюраторных основная вредность была СО, а для дизельных NO.

>>>

Возможно технологи ошиблись в расчете вредностей? может нолик забыли в концентрации. Сколько делала СТО и для грузовых и для легковых авто, всегда самый большой воздухообмен был по СО, в редких случаях по NOx.

>>>

еще воопрос с форума

Здравствуйте!
Проконсультируйте, знающие вентиляцию автосервисов.
Я делаю прект вентиляции здания, в котором находится автосервис.
“Систему удаления отработанных газов” фирмы “AFA” проектирует другая контора.

1. Считать количество воздуха, как для гаражей или брать с коэффициентом, так как свободный пробег автомобиля меньше чем в гараже ( как сказал представитель фирмы, на выхлопную трубу автомобиля при въезде в сервис надевают шланг)?
2. Если расчет стандартный, то надо ли увеличивать вытяжку на прорыв газов в помещение от отсоса (по п.4.13 ВСН -10% отработанных газов прорываются в помещение)?
3.Нужно ли компенсировать вытяжку шланговыи отсосами?
4.Соблюдается ли для сервисов Lпр.=0,8Lвыт

>>>

У Вас должно быть технологическое задание, в котором должно быть указано количество вредностей, удаляемых шланговым отсосом. По ВСН01-89 берете величину проскока и считаете воздухообмен. Компенсировать вытяжку надо, т.к. ее производительность м.б. около 2000 кубов. Далее добавляете до одного крата. Приток действительно д.б. =0.8 Lвыт.
Вот так должно выглядеть нормальное технологическое задание на проектирование автосалона с автосервисом. Покажите своим Закам, пусть знают. Ну и + технологические чертежи с разрезами.

>>>

Такой еще вопрос:
Считаю количество воздуха по выделяющимся вредностям.

Для инжекторных автомобилей в выхлопе имеем следующие: оксид азота, диоксид серы, оксид углерода ,бензин.
Мне следует принять за основу расчета одно из веществ?

И вопрос по формуле расчета:
Согласно приложению Л СНиП 41-01-2003:

L=Lz+(m-Lwz(qwz-qin))/(q1-qin)
Lz - принимаю как произведение количества отсосов на нормативные данные ВСН по производительности каждого: 4х500
m- расход поступаемого вредного вещества, мг/ч, понятно
А как правильно задаться значениями qwz,q1 и qin - концентрации вредного или взрывоопасного вещества в воздухе, удаляемом соответственно из обслуживаемой или рабочей зоны помещения и за ее пределами, мг/м3 и в воздухе, подаваемом в помещении? Если воздух подается чистый, то qin=0? Ил ипринимать qin в расчете 30% ПДК как фоновую?

>>>

Lz - принимаю как произведение количества отсосов на нормативные данные ВСН по производительности каждого: 4х500


Указанная цифра - количество воздуха, удалямого местной вытяжной вентиляцией.

Расчет воздухообмена автосервиса необходимо вести на разбавление вредностей, выделяющихся при ремонте автомобилей - обработке резинотехнических изделий (вулканизация), механической обработки изделий и т.п.

>>>
Все вредности должны выдать технологи в технологическом задании. Если воспользуетесь поиском, то найдете подобные темы с формулами, расчетами и технологическими заданиями.   
  
>>>

Берете ГОСТ12.1.005-88, смотрите там величины ПДК по вашим вредностям и L=(C*3600)/(Cпдк*0,001), где С - концентрация вредности в г/с например, а Спдк - это ПДК в мг/м3 и получаете м3/ч. Вроде ничего не перепутала с переводом единиц..

>>>

Это для притока или для вытяжки? а то просто не понятно, в нормах же написано что вытяжка должна быть на 20% больше притока.....

>>>

Мы разбавляем вредности притоком до ПДК. Соответственно для притока.
  

>>>>
т.е. местные отсосы удаляют выхлопные газы, а общая вытяжка - удаляет вредности, выделяющиеся при ремонте?

>>>
Воздухообмен берется наибольший, по самой вредной вредности, но не менее 1 крата.
Эффективность МО максимум 90%, а то и меньше. Следовательно, остальное попадает в помещение, это и разбавляем до ПДК, а не удаляем. Внимательно читайте ВСН01-89.

>>>>
Вопрос по теме.
Странная Белка , приходилось ли Вам, как опытному специалисту, считать воздухообмен в предприятиях по обслуживанию автомобилей на разбавление альдегидов?
Мне дали на проверку объект "Пожарное депо". Расчет ведется на разбавление СО,NO и на альдегиды. Естественно, что по альдегидам воздухообмен получается в 20 раз больше, чем по СО-(160м.куб/час или 3490) из за ПДК на альдегиды-0,5мг/м.куб.
В задании технологов ни слова про альдегиды. Единственно, где я нашла требования по расчету на альдегиды, это в МОССП 2.2.018-98 " Гигиенические требования к условиям труда при организации и проведении работ по обслуживанию автомобилей".
Что посоветуете?

Ответ
В задании технологов альдегидов нет, а их откуда-то взяли и посчитали? На каком основании тогда они определили их концентрацию? Я делала большие автосалоны с СТО, считала воздухообмены по всем вредностям, но по СО и иногда по NOх были самые большие воздухообмены. Альдегидов было очень мало и они не влияли на расчетный воздухообмен. Так что надо задать вопрос о несоответствии проекта и технологического задания на проектирование.

>>>
Незнайка, не надо самому коэффициенты придумывать. Объясняю последний 115-й раз по пунктам, и если еще хоть кто-нибудь задаст мне вопрос по автосервисам в личке, я тому целое дупло орехов напихаю! biggrin.gif
1. берете технологию по вашему автосервису и смотрите, где и сколько вредностей у вас выделяется, и где и какие МО предусмотрены.
2. берете ВСН21-89 и внимательно и вдумчиво его читаете.
3. в зависимости от типа МО вычисляете процент вредностей, которые у вас попадут в рабочую зону
4. считаете воздухообмен по вредностям - это ваш минимальный приток.
5. вычисляете 1-кратный воздухообмен для вытяжки, и если он больше притока, то добавляете притока для баланса. баланс по воздуху должен быть всегда. это требование СНиП и лишняя нагрузка на отопление тоже нафик никому не нужна.
6. вычисляете (или берете из технологии) расходы воздуха, удаляемые МО, и компенсируете их притоком.
7. Подачу и удаление воздуха осуществляете согласно ВСН, в зависимости от типа помещения (верхняя-нижняя-рабочая зоны, смотровая яма).
8. всё.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий